Водный путь Е40: экономические и геополитические последствия для Украины и Европы

24 апреля украинский парламент принял в первом чтении законопроект «О внутреннем водном транспорте», в котором, наконец, кодифицированы важные запланированные реформы, касающиеся речного транспорта в Украине, в частности, на реке Днепр (Mtu.gov.ua , 24 апреля). Этот закон создает основу, регулирующую функционирование и развитие внутренних речных путей, а также запускает либерализацию этого сектора. Если законопроект будет принят во втором чтении (после дополнительного вклада заинтересованных предприятий – УНИАН , 24 апреля), Украина выполнит обязательства, изложенные в Соглашении об ассоциации с Европейским союзом, и откроет свой рынок речных перевозок для иностранных компаний, внешних инвестиций и судов под иностранным флагом (в частности, военных кораблей) (Rada.gov.ua , 17 января).

По словам Владислава Криклия, министра инфраструктуры Украины, закон имеет важное значение для экономики Украины, а также для общего соответствия европейским инфраструктурным нормам и принципам. Помимо восстановления отечественных судостроительных предприятий и создания новых рабочих мест, новый закон будет иметь важное значение, чтобы Украина могла приступить к реализации так называемого проекта водного пути Е40. Этот маршрут длиной более 2000 километров направлен на то, чтобы соединить Черное и Балтийское моря, эффективно соединяя польский порт Гданьск и украинский Херсон через реку Вислу, Бугский канал, а также реки Припять и Днепр (см. EDM, 18 февраля). , 28 апреля , 4 мая). Этот проект позволит осуществлять морские перевозки нефти и нефтепродуктов, удобрений, древесины, зерна, металла и металлоизделий, а также других грузов в Европу, Африку и Азию через Балтийско-Понтийский перешеек (между Балтикой и Черным морем). Подсчитано, что водный путь может добавить еще семь миллионов тонн грузов, перевозимых вверх и вниз по реке Днепр (Mtu.gov.ua , 24 апреля). Кроме того, водный путь может быть интегрирован с текущими грузопотоками через региональные/трансрегиональные железнодорожные и автомобильные коридоры. Более широкое использование речного транспорта также сократит затраты на ремонт дорог для Украины на один миллиард гривен (более 37 миллионов долларов) в течение следующих четырех лет (Mtu.gov.ua, 24 апреля).

Идея связать два моря через Балтийско-Понтийский перешеек вряд ли является новинкой (см. EDM, 28 апреля). Помимо древней истории, первая современная идея по этому вопросу появилась в 1996 году и была поддержана Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН). Эти планы снова были в центре внимания в многостороннем договоре «Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения» (СМВП), к которому Украина присоединилась в 2009 году (Cfts.org.ua, 16 сентября 2019 года). В период с 2017 по 2018 год проект стал частью двусторонних украинско-белорусских переговоров (Газета.ру , 22 июля 2017 года).

Возможно, самым обескураживающим аспектом проекта является его стоимость, которая, как говорят, достигает более 13 миллиардов долларов. Украинская часть трехстороннего маршрута в настоящее время является наиболее судоходной и, следовательно, наименее дорогой для завершения, требуя всего 35,6 млн. долл. США для модернизации существующей инфраструктуры (Cfts.org.ua, 16 сентября 2019 г.). Министерство инфраструктуры Украины рассматривает несколько источников финансирования проекта. Правительство готово выделять 500 миллионов гривен ($ 18,6 миллиона) ежегодно в течение следующих четырех лет, чего должно быть достаточно для проведения всех необходимых модернизаций. При надлежащих дноуглубительных работах баржи грузоподъемностью 5000–6000 тонн вскоре смогут перемещаться по украинскому участку водного пути (Biz.liga.net 13 февраля). Кроме того, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предварительно готовы инвестировать в проект. Поскольку E40 подходит для запланированных торговых маршрутов, соединяющих Нидерланды и Турцию, голландские компании также готовы участвовать. В совокупности потенциальный объем европейских инвестиций оценивается в более чем 100 миллионов долларов (Pik.ua, 22 ноября 2019 г.).

Примечательно, что E40 может быть интегрирован в “Инициативу трех морей” (3SI), скоординированную серию проектов по развитию региональной инфраструктуры, в которой участвуют 12 членов ЕС в Центральной и Восточной Европе (YouTube, 17 сентября 2018 года). Поскольку этот проект является частью 3SI Польши, а Украина и Беларусь – членами Европейской политики соседства и Восточного партнерства ЕС, этот проект демонстрирует многообещающие перспективы.

Значение E40 также связано с его многочисленными потенциальными вариантами связи с другими региональными и трансконтинентальными транспортными коридорами. А именно, украинско-белорусско-польский маршрут может соединить европейский водный путь E70, тем самым соединяя Черное море с Западной Европой (Ukurier.gov.ua, 12 мая 2016 г.). Е40 также может быть интегрирована с Транскаспийским международным транспортным маршрутом (Украина является частью этого трансевразийского транзитного коридора с 2015 года). Проект, соединяющий Балтийское, Черное и Каспийское моря, уже обсуждался с официальными лицами Китая (Investinkherson.gov.ua, доступ к которому 12 мая).

В связи с этим украинский порт Херсон (в южной части E40) может быть превращен в ключевой узел трансконтинентальной торговли. Уже готовятся планы по превращению города в речной логистический центр с современным круглогодичным судоходным речным флотом (включая небольшие речные ледоколы). Ожидается, что грузооборот через Херсон к 2030 году достигнет двух миллионов – четырех миллионов тонн (Cfts.org.ua, 6 февраля). Кроме того, «Нибулон», единственная украинская сельскохозяйственная компания с собственным флотом, готова инвестировать в порт, что может увеличить ежегодную торговлю между Украиной и Беларусью до десяти миллионов тонн ( Ukrinform.ua 3 октября 2017 г.) В дополнительные планы входит строительство сухого порта и завода по грануляции калийных удобрений, которые будут обслуживать грузоперевозки между Ближним Востоком, Украиной и Европой (Tavrianhorizons.in.ua, 10 октября 2017 г.).

Помимо геоэкономических последствий, геополитическое и военно-стратегическое значение E40 не следует преуменьшать. В частности, E40 может разрешить проход военных кораблей, в том числе небольших классов кораблей Организации Североатлантического договора (НАТО), и, таким образом, преодолеть определенные ограничения, предусмотренные Конвенцией Монтрё 1936 года относительно международного военно-морского доступа к Черному морю (Svpressa.ru, 15 сентября 2019 г.) Однако могут возникнуть некоторые проблемы, в первую очередь связанные с тем, что Беларусь формально является союзником по договору с Россией. Однако, учитывая поведение Минска и недавние шаги, это может измениться: например, 12 ноября 2019 года министерства обороны Беларуси и Польши (член НАТО) в частности обсудили вопросы двустороннего военного сотрудничества (Mil.by , 12 ноября, 2019).

Развитие проекта может привести к неблагоприятным действиям со стороны России. По словам Ростислава Ищенко, E40 будет напрямую бросать вызов российской торговле через маршрут Дон-Волга, потенциально уменьшая ее важность (Zvezdaweekly.ru, 18 сентября 2019 г.).

В частности, Е40 может привести к возрождению многовекового трансконтинентального транспортного/торгового коридора, соединяющего два важных европейских моря и более глубоко интегрирующего Украину (и Беларусь) в инфраструктурные и экономические структуры ЕС. Тем не менее, учитывая серьезные финансовые, геополитические и экологические препятствия для его завершения, концепция E40 по-прежнему требует более глубокого стратегического анализа и более высокого уровня согласия между всеми участвующими сторонами.

Категория:Украина
Дата публикации:2020-05-14 11:13:10
Коментарии (0)